Ли-2. Часть первая.

Рождение тяжеловесного транспортника.
В 1932 г. в СССР завершилась череда реорганизационных мероприятий в гражданской авиации, в результате которых на свет появился Аэрофлот. Объем пассажироперевозок увеличился в 4 раза. Самой массовой машиной Аэрофлота все еще оставался К-5, а единственным отечественным лайнером можно было с натяжкой признать АНТ-9. Обе машины стремительно устаревали, а созданные в середине 30-х гг. пассажирские самолеты нового поколения, такие как ЗИГ-1 и ПС-35, особых восторгов в ГВФ не вызвали.
На этом фоне заокеанские новинки выглядели очень привлекательно. В 1935 г. советско-американская внешнеторговая фирма «Амторг Трейдинг Корпорейшин» приобрела DC-2-152, а 11 апреля 1936 г. было принято решение о закупке в США лицензии на производство DC-3.
В 1936 г. США посетили многие советские авиаспециалисты. Одной из важнейших задач их командировок было изучение прогрессивного плазово-шаблонного метода, еще не освоенного отечественным самолетостроением и сулившего значительное увеличение производительности работ, точности исполнения узлов и унификации их. Предстояло решить немало сложных проблем. Прежде всего следовало перевести размеры из дюймовой в метрическую систему, одновременно пересчитав элементы конструкции по отечественным нормам прочности. Нелегкой задачей было и внедрение плазово-шаблонного метода. В документах завода No. 84 самолет получил обозначение ДС-3 2М-62ИР, т. к. на нем устанавливались двигатели М-62ИР. Эти моторы взлетной мощностью в 1000 л. с. представляли собой дальнейшее развитие американских Wright Cyclone R-1830 F-3, лицензия на производство которых была приобретена еще в 1933 г. Кроме силовой установки, советские «Дугласы» имели целый ряд других отличий от заокеанского прототипа: в серии самолеты строились практически целиком из отечественных материалов, на них была изменена внутренняя компоновка отсеков, входная дверь открывалась внутрь, а не наружу и т. д., так что их нельзя назвать абсолютной копией американской машины.
К 7 ноября 1938г. на 84-м заводе уже отрапортовали об окончании постройки первого экземпляра лицензионной машины, собранной из деталей фирмы «Дуглас». Машина получила положительную оценку, тогда же она обрела и первое официальное обозначение — ПС-84. Темпы пополнения парка самолетов Аэрофлота хоть и отставали от запланированных, но все же перед самым началом войны ГВФ располагал уже 72 машинами этого типа.
Поздней осенью 1941 г. 84-й завод был эвакуирован, выпустив более 230 ПС-84. Выпуск самолетов возобновили в Ташкенте, со второй половины 1942 г. выпуск ПС-84 стал неуклонно нарастать. 17 сентября ему присвоили обозначение Ли-2. Свернули производство этого самолета в 1952 г. К тому времени общее количество построенных Ли-2 составило 4937 машин различных модификаций.
Ли-2. Летно-технические характеристики:
Размах крыла, м.кв. — 28.81; Длина, м — 19.65; Высота, м — 5.17; Площадь крыла, м — 97.10; Масса, кг: пустого самолета -7650, нормальная взлетная- 10700; Тип двигателя: — 2 ПД М-62ИР; Максимальная скорость, км/ч: у земли – 300, на высоте – 320; Крейсерская скорость, км/ч-290; Практическая дальность, км — 2500; Максимальная скороподъемность, м/мин – 240; Практический потолок, м – 5600; Экипаж, чел. – 4; Полезная нагрузка: 14-21 пассажир.