Символом 1945 г. стали уличные бои. Конечно же, для маневров и глубоких прорывов танковых армий оставалось место, но сражаться за городские кварталы приходилось едва ли не чаще. Познань, Шнейдемюль, Арнсвальде, Кольберг, Бреслау, Кюстрин, Данциг и другие города стали предтечей сражения за Берлин. Опыт штурма Кюстрина пригодился в Берлине бойцам 5-й ударной армии, опыт штурма Познани – 8-й гвардейской армии. При разработке планов наступления в 1945 г. Ставка и Генштаб особую роль отводили танковым армиям и корпусам.
Использование крупных танковых масс при штурме городов, особенно Берлина было сопряжено с определённым риском. Противник приспосабливал к обороне всё, даже разрушенные здания. Улицы перекрывались прочными баррикадами. Широко использовались подземные сооружения: бомбоубежища, станции и тоннели метро, водосточные коллекторы. Были построены железобетонные бункеры и большое количество железобетонных колпаков. Немецкие войска имели большой арсенал различных противотанковых средств, в том числе и получившие широкое распространение из-за простоты в использовании фаустпатроны и панцерфаусты, которыми в большом количестве был вооружен гарнизон Берлина. Для штурма отдельной улицы или квартала формировались штурмовые группы, в состав которых обязательно входили танки и самоходно-артиллерийские установки. Опыт предыдущих боёв за крупные города показал, что танки в городских условиях могли действовать только при тесном взаимодействии с пехотой. На тех направлениях, где танки продвигались при поддержке пехоты, они добивались успеха при минимальных потерях.
В уличном бою боевой порядок устанавливался в зависимости от конкретных условий обстановки. Если улица широкая (50-60 м и больше), то в первой линии могут наступать 2-3 танка. Если во взводе 4-5 танков, то половина их может идти позади первых на дистанции 40-50 м. За каждым танком закрепляли пехотное отделение или группу в 5-6 пехотинцев. Задача головных танков — уничтожать противника, засевшего на нижних этажах, а также прикрывающего баррикады и другие заграждения, прикрывать действия пехоты и саперов при ликвидации ими заграждений. Задача танков, следующих позади, — прикрывать тыл головных танков, уничтожать противника, обстреливающего танки, и его танкоистребительные отряды. Головные танки, наступая по улице, должны вести наблюдение и огонь: правый танк — вперед и в левую сторону улицы; левый танк — вперед и в правую сторону, прикрывая своим огнём друг друга.
Если улица узкая (7-15 м) и по ней может двигаться только один танк, то головной взвод наступает эшелонированно в глубину, располагая свои танки один за другим. Головной танк в этом случае двигается по середине улицы, наблюдая и ведя огонь только вперед. За головным танком, на дистанции 20-30 м, должен следовать второй танк, который, прижимаясь ближе к правой стороне улицы, ведёт наблюдение и огонь по левой стороне. Третий танк, прижимаясь ближе к левой стороне улицы, должен следовать на удалении 20-30 м за вторым танком. Он ведет наблюдение и огонь вправо.
Пехотные подразделения и автоматчики, наступая совместно с танками по улицам шириной до 50-60 м, наблюдали за верхними этажами зданий на противоположной стороне улицы и открывали по ним огонь, не оставляя свою сторону без наблюдения. Для осмотра окон нижних этажей, подъездов, парадных входов и мест, где возможны засады противника, выделяли от каждого отделения 2-3 бойцов. Окончательная очистка зданий от противника производилась подразделениями пехоты.
Баррикады и другие заграждения, преграждающие улицу, ликвидировались следующим образом. Головные танки, уничтожив прикрытие, приближаются к препятствиям на 50-100 м и останавливаются для обеспечения работ по разграждению. Пехотные подразделения с сапёрами проникали к заграждениям, устанавливали их характер, определяют способ их ликвидации. Баррикады разбирались вручную; рвы, ловушки и другие земляные препятствия заваливались. Более сложные сооружения — надолбы и железобетонные препятствия — разрушались пушечным огнём, подрывом или приспосабливались для прохождения танков при помощи подручного материала.
Ведение боевых действий бронетанковыми объединениями в городе являлось вынужденным явлением, обусловленным определенной оперативной или стратегической обстановкой. Преобладало стремление к обходу сильно укрепленных опорных пунктов противника, к глубокому охватывающему маневру или же к овладению городом с ходу. В тех же случаях, когда борьба за город становилась неизбежной, бронетанковые войска действовали в тесном взаимодействии с пехотой и другими родами войск, а также с авиацией. Превалировала при этом тактика ближнего боя. Наступательный бой в крупном городе — один из самых сложных видов боевой деятельности войск, который требует тщательной подготовки, своевременного и правильного учета специфики условий обстановки, смелых, инициативных и умелых действий войск.
Фотография № 1 — Подбитый танк «Тигр» Ausf.H на Кенигс-плац перед Рейхстагом.
Фотография № 2 — 122-мм гаубица на улицах Берлина. Наряду с ЗИС-3 это дивизионное орудие широко использовалось на прямой наводке в уличных боях.
Фотография № 3 — Выстрел из фаустпатрона. Хорошо виден выброс пороховых газов с тыльной стороны трубы гранатомета.
Фотография № 4 — Танк Т-34-85, подбитый на подступах к мосту Мольтке. На заднем плане виден Рейхстаг.